Медэлектроника - 2002 Международная научно - техническая конференция Минск, Беларусь, 20-21 ноября 2002г. |
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
ЧЕЛОВЕКА
В.Н. Миняйло1, М.Н. Винникова2
1Медицинский центр "АКВАМЕД", Минск
2Институт искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси
Вопрос, поднятый нами, кажется крайне интересным. Искусство, как форма биоэнергетики,
биоэнергетика как искусство, искусство как форма целительства. Постепенно все
эти вопросы из отвлеченных гуманитарных рассуждений становятся предметом серьезного
научного рассмотрения, причем не только обсуждения, но и измерения.
Подобное стало возможным благодаря появлению целого класса новых измерительных
систем, позволяющих в реальном масштабе времени фиксировать изменения энерго-информационного
состояния человека. Все более уверенное положение среди этих систем занимает
метод Газоразрядной Визуализации биоэлектрографии (ГРВ-Камера), основанный на
эффекте Иодко-Кирлиан.
Если обратиться к корням театра вообще, возникает слово катарсис, что буквально
означает - очищение. Термин этот применяли в эстетических и философско-духовных
воззрениях. Это слово означает своеобразное внутреннее состояние посредством
переживаний очищающее душу человека. Понятие катарсис восходит к учению Пифагора.
Он рекомендовал музыку для очищения. Платон выдвинул учение о катарсии как освобождение
души от тела, от страстей и наслаждений.
Энергетическое состояние является ключевым, когда речь идет о гармоничном, здоровом
состоянии человека или его способности переживать различные ситуации.
Совместно с молодежным фольклорным ансамблем в составе из 4 человек мы провели
серию экспериментов по исследованию психо-эмоционального состояния слушателя
в процессе исполнения белорусских народных песен.
Барометром наших целей были результаты измерений методом ГРВ энергетических
состояний слушателей. Для исследования были выбраны индивидуумы разных возрастов
и профессий. Нам казалось важным, чтобы отношение к пению у них было различным
и разные ожидания от исполнения.
Перед началом выступления были сняты исходные БЭО-граммы 10 пальцев у каждого
испытуемого, а затем после выступления.
На рис. 1 приведены типичные гистограммы изменения характеристик свечения для
нескольких слушателей. Обозначения на гистограмме: римские цифры - условный
номер зрителя; арабские цифры: 1-исходное состояние, 2-сразу после окончания,
3-через 20 минут после окончания. Как видно из этих гистограмм, у большинства
зрителей непосредственно после представления наблюдался подъем энергетики, и
только у одного слушателя наблюдалось снижение энергетического тонуса.
Рис. 1. Гистограммы изменения характеристик свечения
Приведенные данные, полученные на группе добровольцев различного пола и возраста
свидетельствуют о наличии четко выраженной психоэмоциональной реакции слушателей
на исполнение белорусских фольклорных песен. Можно говорить, что прослушивание
песен вызвало у большинства подъем энергетики, сохранявшийся в течение достаточно
длительного времени.
В процессе обсуждения особенностей белорусского национального костюма-покроя,
композиции, колористики и особенности орнамента возникает мысль о влиянии его
на процесс создания гармоничного биоэнергетического каркаса человека.
Материал для костюма давала природа - лен, реже коноплю, а также шерсть, вытканную
в крестьянском хозяйстве в домашних условиях. Красители использовались также
природные - настои трав, коры, листьев и шишек деревьев. Кроме того, применялась
и болотная железная руда.
Льняные ткани, из которых шили рубахи, передники и головные уборы не красились
вообще. На белом полотне обычно ткались или вышивались красные геометрические
орнаменты. В языческой древности красный цвет символизировал жизнь, а, будучи
нанесенным в виде орнамента на воротник и низ одежды служил защитой от злых
сил. В одежде, которую носили в пост, красный цвет отсутствовал.
Скупой на украшения мужской костюм отдавал предпочтение белому цвету, обозначая
узором лишь воротник, пазуху рубахи и броский пояс с кутасами. Женский костюм,
конечно же, был гораздо сложнее и интереснее. Большое внимание уделялось украшению
рукавов - считалось, что красный орнамент из ромбообразных символов предохраняет
руку от злых духов, а также придает силу и удаль в работе.
Для эксперимента был предоставлен женский костюм (музейный экспонат). У исследуемой
молодой женщины были сняты исходные БЭО граммы, а затем через 15 минут после
одевания костюма с головным убором - намиткой. При совопоставлении исходных
данных (рис. 2) и в процессе контакта с костюмом (рис. 3) прослеживается явная
тенденция гармонизации энергоинформационного поля у исследуемой за счет увеличения
целостности, плотности и площади свечения поля.
Анализируя результаты полученных исследований можно сделать выводы в пользу
подтверждения наличия дополнительных каналов влияния на человека, энергетических
каналов.
Помимо визуальной и аудиальной информации слушателю передается и энергетический
компонент. Метод ГРВ биоэлектрографии дает возможность исследовать влияние на
эмоционально-энергетическое состояние человека различного жанра в искусстве,
влияние энергии геометрических форм.
Рис. 2. Исходный снимок |
Рис. 3. Снимок с костюмом |